Руководство объявляет конкурс на создание вымпела к 20-ти летию организации!
г. Рязань, ул. Циолковского, д. 8
+7 (4912) 45‑70-34Пн-Пт 15:00 - 19:00

«Православные витязи» Что это такое?

Виктор Иванович Тихонов14 апреля 2016     655

Игумен Виталий (Уткин)

Выступление на Епархиальном собрании,

январь 2002 года

Рязанская региональная общественная организация

«Православные витязи»

Что это такое?

Рязанская региональная общественная организация «Православные витязи» создана 15 февраля 2000 года и официально зарегистрирована 15 мая этого же года.

На настоящий момент в организации занимаются во внешкольное время 183 мальчика и юноши в возрасте от 10 до 17 лет.

Занятия проводятся на базе Николо-Ямского храма города Рязани, подворья Свято-Иоанно-Богословского монастыря, рязанских школ №11, 51, Рязанского филиала Военного университета связи, 137 парашютно-десантного полка 106 Тульской воздушно-десантной дивизии.

В организации работает 9 преподавателей, большая часть из которых офицеры запаса.

Преподаются Закон Божий, основы рукопашного боя русского стиля, экстремальный туризм, разведывательная подготовка, подводное плавание и дисциплины военно-прикладного характера — строевая, огневая, автомобильная подготовка, средства связи, общевоинские уставы.

Для юношей, готовящихся к поступлению в кадетский класс Рязанского филиала Военного университета связи, преподаются программирование, физика и математика. 9 витязей в 2001 году уже поступили в кадетский класс.

Планируется создание Гуманитарного класса, ориентированного на подготовку «Православных витязей» для поступления на теологическое отделение Рязанского государственного педагогического университета.

Главная цель

Главной целью организации является воцерковление юношества. В этом заключается принципиальное отличие «Православных витязей» от военно-патриотических клубов.

Вера и воля

В 1237 году рязанские витязи, во главе с князем Юрием Ингваревичем, идя на битву с Батыем, устами великого князя произнесли слова, которые теперь записаны в «Повести о разорении Рязани Батыем», одном из самых ярких произведений русской литературы: «Лучше нам живот вечный получить, чем в поганой воле быть». Люди часто сетуют, что все вокруг плохо, что неоткуда ждать помощи, нет никаких перспектив. Но если бы мы помнили, что помощь нужно просить сначала у Бога, что главное достояние православного христианина – это вера и воля, мы могли бы изменить любую ситуацию: и в своей семье, и в своей стране, и на своей земле. Вера и воля неразрывно связаны. Человек безвольный не может быть верующим, потому что верующий человек призван изменить самого себя, и тогда его волей изменится мир вокруг него. Человек неверующий не может быть волевым – откуда этой воле взяться?

Этому мы и учим витязей. Они, конечно, еще дети – и по возрасту, и по силам, и по разумению. Но это то поколение, которому создавать Россию грядущего. Если мы не научим их сейчас вере и воле, наша страна не будет иметь будущего. Каким бы обласканным и ухоженным не вырастили ребенка в семье, будущего у него не будет, потому что не будет будущего у всей страны. Если же мы дадим им возможность проявить себя в самостоятельной жизни, почувствовать себя мужчинами, развить в себе волю на основе веры, мы можем быть спокойны и за их будущее, и за свою страну.

Любая внешняя война со злом будет безуспешной, если мы не сумеем победить зло духовное, в первую очередь то зло, которое коренится внутри нас, – наши грехи и наши страсти.Человеческими средствами нашего видимого мира, даже самыми совершенными, победить зло невозможно. Только Господь может быть опорой в этой нашей борьбе. Поэтому, и солдату, и армии есть чему учиться у Церкви.

Научатся наши дети побеждать самих себя, сумеют в будущем преодолеть и врагов России. Не важно, кем станут в будущем мальчишки, занимающиеся в организации «Православных витязей». Главное, чтобы они были русскими православными людьми, любящими Бога и свою Родину. Нужно, чтобы в них был воинский дух, чтобы они умели бороться со злом.

Бог и Родина, Вера и Отечество – главные ценности православных витязей.

Для «Православных витязей» обязательным является присутствие за Божественной Литургией каждое воскресенье.

Регулярно все члены организации исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.

Ритуал Торжественного Обещания начинается молебном, а все мероприятия и занятия начинаются и оканчиваются молитвой.

Главным предметом является Закон Божий.

Натиску западного мира мы не можем противопоставить многомиллиардные вложения в промышленность. Мы должны противопоставить волю и характер. Но они не рождаются в женской педагогике.

Женский характер воспитания в России порождает инфантильность, амебность, мягкотелость мужчин.

В организации «Православные витязи» занимаются только мальчики и юноши. Все предметы преподают только мужчины.

Абсолютно ненормально, когда девочка, призванная стать будущей матерью, стремится заниматься рукопашным боем, прыгать с парашютом и носить камуфлированные штаны. Для девочек в Рязани есть своя организация — Православные сестры милосердия.

По подсчетам демографов, для того, чтобы выправить катастрофическую ситуацию с рождаемостью русских и возродить русский народ, в каждой православной семье должно быть семь детей.

Пусть женщины занимаются своим делом — рожают. Пусть они воспитывают девочек.

Пусть мужчины кормят, защищают семью и предстоят за нее перед Богом. Пусть они воспитывают мальчиков.

Демография, профессиональная армия и нравственная основа воинской службы.

Организация «Православные витязи» – это как бы маленькая модель армии. Не в том смысле, что их сейчас можно вооружить и бросить в бой. Дело в другом. Демографическая ситуация в России такова, что через несколько лет переход к контрактной системе комплектования Вооруженных Сил станет реальностью. Но воевать только за деньги нельзя. Никто ведь не станет умирать даже за очень большие деньги. Какой станет наша армия в недалеком будущем? Без духовной основы Российская армия существовать не сможет. «Православные витязи» показывают, какой должна быть духовная подготовка современного военнослужащего в исконно православной стране.

Торжественное обещание, знамя и форма

Вступающий в организацию новичок дает Торжественное обещание после прохождения трехмесячного курса подготовки (Закон Божий, физическая, строевая, огневая подготовка и уставы) и сдачи экзаменов по пройденным предметам.

Звучит Торжественное обещание так:

«Я, ф.и.о., вступая в ряды Рязанской региональной общественной организации «Православные витязи» честным словом обещаю быть верным чадом Русской Православной Церкви, честно служить своей Родине — России и выполнять внутренние установления организации».

20 января 2002 года еще 55 новичков дали Торжественное обещание после того, как за Божественной Литургией они причастились Святых Христовых Тайн.

15 февраля 2001 года на плацу Рязанского филиала Военного университета связи епископ Шацкий Иосиф, викарий Рязанской епархии освятил, а военный комиссар Рязанской области генерал-майор Тесленко О.И. вручил витязям знамя, устроенное по образцу знамен Российской Императорской Армии. На одной стороне знамени изображены икона Спаса Нерукотворного и надписи «С нами Бог!», «За Веру и Отечество». На другой — икона небесного покровителя организации святого благоверного князя Романа Рязанского и надпись «Православные витязи».

Витязи одеты в камуфлированную форму армейского образца. На левом рукаве — шеврон с российским гербом. На правом — шеврон с православным восьмиконечным крестом и надписью «Православные витязи. Рязань».

Для чего мы надели на детей форму? Для того чтобы они почувствовали себя воинами, членами организации, спаянными единой патриотической идеей, для того, чтобы они поняли, что на них уже сейчас лежит великая ответственность, что они представляют серьезную организацию, что на них смотрят, и они обязаны соответствовать.

«Православные витязи» и история юнармейского движения

Организация «Православные витязи» считает себя продолжателем исконных традиций русского юнармейского движения. В древнем Киеве мальчика в три года сажали на коня, в семь лет из женских рук мамок и нянек передавали на мужское воспитание, в 12 лет брали в битву, и он становился «новиком» (то есть молодым воином), а в 17 лет это был уже взрослый, самостоятельный воин.

1.»Партии» и «беседы»

Русский народ, на протяжении всей своей истории вынужденный одновременно сражаться и созидать, делил своих мужчин на воинов-профессионалов – дружинников и воев – воинов-тружеников: казаков и ополченцев. Поскольку община не могла позволить себе роскошь содержать воинов-профессионалов, она выработала уникальный способ подготовки бойцов, не отрывая их от обязательного крестьянского труда. Это происходило в боевых играх, бойцовских обрядах, специальных упражнениях и в труде. Как бы итогом проверки бойцовской подготовки были кулачные и палочные бои.

Самой крупной боевой структурой крестьянской общины была мужская воинская корпорация, которая называлась «партия». Партии нескольких деревень объединялись в союз, который назывался «округ».

Прежде чем быть принятым в мужской союз, мальчик должен был пройти школу бойца в детских объединениях – «беседах», которых могло быть от двух до пяти в каждой деревне. Маленькие ребятишки учились там борьбе, метанию, играли в прятки, бегали на перегонки и т.п. «Беседы» постарше заменяли состязания в борьбе кулачными и палочными боями.

На кулачных состязаниях детские бои предваряли бои взрослых, и старшее поколение имело возможность наблюдать рост мастерства молодежи. Если старшие считали, что тот или иной боец созрел для перевода в «партию», то несколько мужчин приходили вечером на юношескую «беседу». Проходя несколько раз перед парнями, как бы выбирали – кого забрать с собой. И хотя все было давно решено, каждый кандидат должен был понервничать и задуматься, достоин он или нет, и если нет, то почему?

Вся «партия» делилась на тройки – «списсы» (что значит копья), в которых был ведущий и два ведомых. В случае изоляции от «партии», «списса» представляла собой весьма эффективную мобильную боевую единицу, способную самостоятельно вести бой и принимать решения.

Важным компонентом стеношного боя были надежа-бойцы: крупные, выносливые, хорошо обученные вои, которые, как столбы в изгороди, в случае прорыва «стенки» должны были оставаться на месте, сдерживая прорыв.

Собранное по всей Руси войско ополченцев было хорошо организованным, обученным тактике и приемам боя, закаленным в кулачных и стеношных боях. Именно вои сдержали основной натиск татарского войска на Куликовом поле, они же отличились на Чудском озере наравне с боярами.

2. «Потешные» Антиоха Луцкевича

Урбанизация и разрушение традиционного сельского уклада постепенно разрушали традиции народной военной подготовки.

Между тем, поражение в русско-японской войне и начавшаяся после этого военная реформа, вызвали к жизни новую систему допризывной подготовки молодежи в России.

Начало ее было положено Царем-страстотерпцем Николаем II.

8 января (21 января) 1908 года он вырвал из своей записной книжки листок, на котором написал:

«Завести в деревнях обучение детей в школах строю и гимнастике запасными и отставными унтер-офицерами за малую плату».

Так родилось всероссийское массовое движение «потешных». (На два столетия раньше «потешными», как известно, назывались товарищи Петра I по его детским военным играм, из которых впоследствии были сформированы Семеновский и Преображенский полки новой Российской Армии).

Царский наказ воплотил в жизнь выдающийся педагог, Антиох Андреевич Луцкевич.

С весны 1909 года в школах города Бахмут Екатеринославской губернии вводятся занятия по военному строю и гимнастике. Через некоторое время стали проводиться полевые тактические занятия и школьные парады. Первый такой парад состоялся в Бахмуте в день тезоименитства царицы-страстотерпицы Александры Федоровны 23 апреля (6 мая нового стиля) 1909 года на память Великомученикаи Победоносца Георгия. С этого момента парад в день святого Великомученика Георгия стал традиционным для «потешных» и возникших из них русских скаутских организаций. Этот день можно считать Днем юнармейца России.

В начале 1909 года А.А.Луцкевич издал следующее распоряжение: «В виду того, что в течение длинных летних каникул ученики народных училищ…, находясь без всякого надзора и будучи предоставлены самим себе, часто проводят время в непристойных шалостях…я нашел полезным и необходимым учредить во дворе начального училища…на все каникулярное время, по утрам, на открытом воздухе, ежедневные занятия, под личным моим руководством и наблюдением, военным строем и гимнастикой, а также военные прогулки в близ лежащие окрестности, для чего приглашаю всех свободных от домашних и других работ учеников…непременно являться на означенные занятия«.

22 мая (4 июня по новому стилю) 1910 года в Царском Селе состоялся Высочайший смотр Бахмутских потешных. 140 «потешных» были представлены Императору. Затем они побывали в Москве.

За короткий срок это движение охватило всю страну.

Организации «потешных» возникают при многих воинских частях. Семеновский полк, Путивльский полк, 1 Туркестанский армейский корпус, Каспийская флотилия и т.д. Отряды, команды, батальоны, роты, школы, войска возникали по всей стране: Кронштадт, Севастополь, Томск, Барановичи, Ташкент, Иркутск, Баку… Среди «потешных» были узкие специалисты: саперы, музыканты, пожарные, моряки. Но в основном это были военно-спортивные объединения, занимавшиеся строем и гимнастикой. В отряды входили преимущественно учащиеся школ и училищ, гимназисты, дети рабочих или воспитанники приютов. В зависимости от местных финансовых возможностей детям выдавалась форма, чаще всего в подражание военной, но без погон. Изготавливались деревянные ружья.

В городе Старицы местный отдел «Союза русского народа» сформировал «Старицкую соколиную потешную рощу», которая занималась на базе 25-го саперного батальона. Мальчики носили фуражки-бескозырки с днищем защитного цвета, с черным околышем и гербом города Старицы, рубахи были той же защитной окраски с продольными узкими, гладкими полосками красного цвета, на кожаном поясе красовалась бляха с гербом города.

Либерально настроенные представители власти на местах забили тревогу, говоря о бесконтрольности военных формирований молодежи. П.А.Столыпин вступился за «потешных» и предложил военному министру и министру народного просвещения подумать о надлежащем упорядочивании этого дела. Военное ведомство объявило конкурс на составление учебника для «потешных». Была создана особая межведомственная комиссия.

С 1911 года по указанию Царя-страстотерпца Николая II подготовка к военной службе вводилась как обязательный предмет в начальных и средних учебных заведениях. На нее отводилось не менее 2 часов в неделю. В учебных заведениях организовывались строевые дружины и «команды юных разведчиков». Страна готовилась к большой европейской войне.

Занятия «потешных» проходили помимо обязательного школьного военного обучения во внеучебное время. Движением «потешных» охватывались и дети, не обучавшиеся в учебных заведениях, не старше 15 лет, с разрешения родителей.

«Потешные» изучали историю, оказание первой помощи, гимнастику, проводили подвижные и строевые игры.

В июле 1911 года прошел Первый Всероссийский смотр «потешных». Второй состоялся в августе 1912 года на Марсовом поле в Петербурге. На нем присутствовал весь высший цвет общества.

В 1912 году по всей стране насчитывались сотни тысяч «потешных», выходили специальные журналы.

Так, по инициативе Царя-страстотерпца зародилось в России юнармейское движение.

137 парашютно-десантный полк

На базе 137 парашютно-десантного полка 106 Тульской воздушно-десантной дивизии силами офицеров полка преподаются «витязям» огневая и воздушно-десантная подготовка. Несколько раз в тире полка для «витязей» были организованы практические стрельбы из АК-74.

На территории полка освящена часовня во имя святого Георгия Победоносца, внутри которой размещены плиты с именами военнослужащих полка, павших при исполнении воинского долга. Во время торжественных мероприятий полка к часовне возлагаются венки.

В весенне-летний период 2001 года на переносном престоле в часовне духовником РРОО «Православные витязи» несколько раз совершалась Божественная Литургия, за которой присутствовали и приобщались Святых Христовых Таин дети из организации «Православные витязи» и военнослужащие полка, пел хор «витязей».

В Великую Субботу 2001 года духовником организации у полковой часовни было совершено освящение куличей и пасох для военнослужащих полка и православных «витязей».

На Пасху 2001 года в полковой часовне духовником организации в присутствии православных «витязей» и военнослужащих полка была совершена Пасхальная Вечерня, за которой пел хор «витязей».

6 мая 2001 года в день памяти святого Великомученика и Победоносца Георгия в присутствии военнослужащих полка была совершена Божественная Литургия, за которой причащались православные «витязи» и военнослужащие полка. Затем при построении полка был совершен ритуал Торжественного обещания вновь вступивших в организацию православных «витязей», после чего состоялось торжественное совместное прохождение военнослужащих полка и членов организации. Затем силами преподавателей православных «витязей» и военнослужащих полка были организованы показательные выступления по боевой подготовке.

Центральный полигон ВДВ

С 2 июля по 2 августа 2001 года на базе Центрального полигона Воздушно-десантных войск (село Дубровичи Рязанского района Рязанской области), по распоряжению командующего ВДВ генерал-полковника Шпака Г.И., был проведен летний лагерь РРОО «Православные витязи». 137 парашютно-десантным полком на полигоне были организованы занятия по боевой подготовке и практические стрельбы из различных видов оружия для «витязей». «Витязи» наблюдали занятия по боевой подготовке разведывательной роты 137 полка, готовящейся убыть для участия в контртеррористической операции в Чечню.

На территории лагеря «витязей» был развернут полевой храм, в котором регулярно совершались Божественная Литургия и другие богослужения.

День в лагере строился следующим образом:

7.00 – подъем. Утренние молитвы, зарядка, утренний осмотр, завтрак, развод, прохождение торжественным маршем.

Далее пять часов сорокаминутных занятий с 10-минутными перерывами, обед, 1,5 часа отдыха. В 16:00 — развод, четыре часа занятий, ужин, игры, личное время, вечерние молитвы. В 22.00 — отбой.

Было совершено освящение полигона, во время которого вокруг его территории на БМП была обвезена икона Матери Божией «Одигитрия». Об этом событии и о лагере «витязей» Рязанской телерадиокомпанией «Ока» был снят и показан по областному телевидению фильм.

Рязанский филиал Военного университета связи

Одним из главных отличий «Православных витязей» от других подобных организаций является тесная связь с военным учебным заведением и ориентация не только на допризывную, но и на довузовскую подготовку молодежи.

На базе филиала силами его курсантов проводятся занятия для «Православных витязей» по автомобильной, огневой, строевой подготовке, военной топографии, общевоинским уставам, тактике.

9 членов организации «Православные витязи» поступили в 2001 году в кадетский класс Рязанского филиала Военного университета связи. Один витязь в прошлом году поступил в сам университет связи.

Филиалом проводится работа по созданию Рязанского областного центра военно-патриотического воспитания, составной частью которого должна стать РРОО «Православные витязи».

Типовая неделя православного витязя

В целом на настоящий момент типовая еженедельная сетка занятий выглядит следующим образом:

Воскресенье — обязательное присутствие на Божественной Литургии в Николо-Ямском храме города Рязани, занятия в компьютерном классе.

Понедельник — Закон Божий (1 академический час), математика — для готовящихся к поступлению в кадетский класс (2 академических часа);

Вторник — РФВУС — автомобильная, строевая, огневая подготовка, уставы, военная топография, тактика (2 часа — по расписанию);

Среда — РФВУС — рукопашный бой (2 часа);

Четверг/пятница — бассейн школы №51 – плавание. Обязательное обучение всех, не умеющих плавать (1 час);

Суббота — 137 парашютно-десантный полк — рукопашный бой (2 часа), разведподготовка (1 час), экстремальный туризм (1 час). Николо-Ямской храм — физика — для готовящихся к поступлению в кадетский класс;

Таким образом, дети оторваны от улицы и заняты полезным делом на протяжении всей недели.

На протяжении последнего времени витязи провели показательные выступления в двух городах Рязанской области — Михайлове и Новомичуринске. В настоящий момент в них создаются филиалы организации.

Заключение

Сегодняшняя армия обладает колоссальным воспитательным потенциалом. Если общество не использует этот потенциал, это будет его смертельной ошибкой, так как в конечном итоге приведет к гибели государства. Мы хотим показать детям все то лучшее, что есть в Вооруженных Силах, их боевой истории, что заложено в их организации и внутренней жизни. Мы не разрываем эпох. Для нас единым целым являются и княжеская дружина, и Российская Императорская армия, и Советские Вооруженные силы. Мы хотим воспитать в детях равное уважение и к Георгиевскому кресту, и к Звезде Героя Советского Союза.

Написать комментарий